Пока сложно дать прогноз насколько поправки в Конституцию улучшат нашу жизнь. Я бы не сказала, что действующая редакция Конституции ущербная. Написано все хорошо. А вот исполняется на практике - не очень.
Например, в действующей редакции ст. 2 Конституции сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Замечательные слова, ничего не скажешь.
Но что мы видим на практике?
Любой практикующий юрист назовет сотни судебных решений, где этот принцип не соблюдается. Вместо содействия гражданам и предпринимателям суды и органы местного самоуправления оказывают противодействие.
Приведу несколько примеров из своей личной практики.
В одном из садоводств суды трех инстанций отказали в признании права собственности на садовые участки, мотивируя, что они находятся на землях лесного фонда. Как выяснилось, несмотря на то, что земли еще в 1993 году Распоряжением Правительства РФ были официально переведены из состава земель лесного фонда, в материалах лесоустройства этот перевод до сих пор не отразили. Суды указали, что граждане поспешили с требованием о признании права собственности, поскольку сначала надо оспорить материалы лесоустройства, а уже потом приходить за правами. Но, позвольте, разве не государство должно следить за точностью таких материалов? Разве нельзя считать такие материалы по умолчанию ничтожными? Почему граждане, в отношении участков которых еще в 1993 году принято официальное распоряжение Правительства РФ о переводе лесного фонда должны бегать за свой счет по судам и решать в судебном порядке вопросы, которые чиновники должны решать без суда и за свою зарплату?
Другой пример. Одно из рыбодобывающих предприятий еще в 1996 году купило комплекс зданий и сооружений, расположенных на участке, предоставленном в бессрочное пользование прежнему владельцу.
Начиная с 2001 года (то есть уже почти двадцать !!! лет), Общество пытается переоформить на него право собственности. Каждый раз находились какие-то причины для отказа. То генеральный план в муниципальном образовании отсутствовал, то Правил землепользования и застройки нет, то карта-план в Росреестр муниципалитетом не представлен, то адреса объектов на одной площадке не соответствовали друг другу, то администрация допустила техническую ошибку при утверждении границ и отменила в порядке самоконтроля свое же распоряжение.
Одним словом - миллион причин.
В конечном итоге часть зданий на площадке подожгли и ситуация стала еще интереснее: разрешение на восстановление зданий после пожара не дали, так как нет земли, землю перестали оформлять, так как нет зданий. И вишенкой на торте стал иск администрации об освобождение участка от остатков сгоревших зданий. Суды иск администрации удовлетворили, указав, что Общество слишком много просило - просило собственность на землю, а вот за арендой не обращалось. А раз не обращалось, то теперь надлежит остатки зданий снести и землю освободить.
Но позвольте, ведь выбор права на землю (собственность или аренда) принадлежит заявителю. Разве можно выселять действующее работающее предприятие с участка (это, кстати, единственный работодатель в деревне) только из-за того, что третьи лица объекты подожгли, виновные не найдены (их никто и не искал), а в восстановлении зданий официально отказано? Получается, что можно. Никакая Конституция здесь не поможет.
И таких историй по стране - не пересчитать.
Возьмем, например, одну из предлагаемых поправок. В ней предусмотрено следующее: "Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации". Как это понимать? Если наступит вторая волна коронавируса, государство каждому выплатит по МРОТ из бюджета? Без разделения бизнеса на пострадавшие и якобы не пострадавшие отрасли?
Или вот такая предлагаемая поправка: "В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность". Замечательные слова. Но что за ними реально будет стоять? Какие механизмы?
То, что законодательство, в том числе Конституцию, надо периодически инвентаризировать и совершенствовать, не вызывает сомнений. Но еще более важно качественно и с пониманием истинного смысла реализовывать те нормы, что уже есть.
Приглашаем специалистов в сфере недвижимости 7 и 8 октября 2023 года на Всероссийский земельный форум в Калуге. Получите концентрат полезных знаний и деловых знакомств. Бронирование мест по т. 8(812)407-24-70